Разбираемся в нюансах эксплуатации и обслуживания
В России к турбированным моторам относятся настороженно. Большинство автовладельцев предпочтут менее мощный, но проверенный «атмосферник». Ведь в представлении многих турбина – агрегат, который может испустить дух в любой момент. Так ли это на самом деле?
Ресурс и признаки «кончины»
Точных данных о ресурсе турбины вам никто не скажет. Все слишком индивидуально. В среднем, турбины на бензиновых моторах живут порядка 150 000 километров. Может, чуть больше или меньше. Дизели в этом плане надежней – у них средний показатель находится в районе 250 000 километров пробега.
Но агрессивный стиль езды существенно сокращает срок жизни турбины. В этом случае она может выйти из строя и через 100 тысяч километров, и даже через 50 тысяч.
Понять, что «черный день» близок, не составит труда. Главным вестником грядущих затрат служит появление из выхлопной трубы синеватого дыма. В общем, машина становится похожей на паровоз. Плюс к тому, ухудшаются показатели динамики и мощности.
Густой синеватый дым говорит о том, что в цилиндрах сгорает не только топливовоздушная смесь, но и масло. Чтобы проверить, попало ли масло во впуск через турбину, можно заехать на СТО или же обойтись собственными силами. Благо, это не так сложно – нужно лишь знать расположение узлов.
Первым делом откручивается впускной патрубок, с помощью которого в турбину попадает воздух. Затем нужно рукой нащупать в «улитке» вал с крыльчаткой и пошатать его. Если по ощущениям люфт слишком большой, то скорое всего масло попадает сквозь щели.
Нужно проверить и интеркулер. Чтобы понять, есть ли в нем масло, достаточно просто заглянуть внутрь.
Проще тем, у кого в авто имеются специальные указатели давления и температуры на приборной панели. Нужно проследить за их показаниями. Если температура повышенная, а давление, наоборот, пониженное – это повод для беспокойства.
Эти нюансы особенно важно помнить при покупке автомобиля с турбиной на «вторичке». Понятно, что лазить и ощупывать «улитки» на рынке или в салоне никто не будет. Поэтому лучше заехать в сервис: ремонт или замена турбины – удовольствие не из дешевых.
Ремонт или замена?
В случае неисправности турбины есть три варианта развития событий.
В автосервисах зачастую предпочитают не утруждать себя ремонтом, а просто меняют турбину. В принципе, это не всегда необходимо. Ведь в большинстве случаев из строя выходит картридж, а «улитка» при этом остается вполне живой и работоспособной.
Цена ремонтных работ за замену агрегата – в пределах 4-6 тысяч рублей. Ну а за саму турбину придется заплатить куда больше.
Тут нужно понимать одну тонкость: концерны чрезвычайно редко разрабатывают турбины сами под себя. Как правило, за них это делают специализированные компании Скажем, Borg Warner или Garrett. С последней «конторой» активно сотрудничает, например, Ford.
Так вот, если заказывать «оригинал» с логотипом американской фирмы, стоимость турбины волшебным образом увеличится чуть ли не вдвое. Поэтому прежде чем покупать «оригинал», лучше выяснить, турбина какой фирмы в действительности стоит на машине, заказать нужную. Это позволит сэкономить приличную сумму.
В «продвинутых» сервисах могут замахнуться на «среднюю высоту»:заменить неисправный картридж, – другими словами, центральную часть турбины с валом и крыльчатками.
По идее, справиться с этой работой может не только мастер по турбинам, но и любой слесарь. Ведь нужно лишь раскрутить гайки, поменять элемент и закрутить гайки обратно.
Затраты на эту процедуру будет меньше, если сравнивать с покупкой новой турбины. Можно уложиться примерно в 20 тысяч (работа + картридж).
Ну а «высший пилотаж» – это ремонт картриджа. Занимаются этим только специализированные сервисы. Цена вопроса варьирует от 8 до 25 тысяч рублей. Стоимость зависит от статуса самого автосервиса, жадности мастеров, трудности работы и некоторых других факторов. Иногда сервисмены могут заломить сумму и гораздо выше 25 тысяч – тогда стоит задуматься либо о смене самого сервиса, либо о покупке новой турбины.
Работа заключается в полном разборе турбины, дефектовке изношенных или неисправных деталей конструкции и их замене.
На токарном станке растачивается корпус картриджа, а подгонка осуществляется в два приема. Это необходимо, чтобы не появилась вибрация при оборах 150-200 тысяч в минуту.
Проверяется картридж и на герметичность – для этого в него заливают масло под давлением.
Турбина-долгожитель
Чтобы турбина жила долго и счастливо, ее необходимо охлаждать. Это не значит, что нужно направлять на «улитку» поток холодного воздуха из портативного вентилятора. Просто после езды необходимо дать мотору поработать на холостых оборотах 3-5 минут. За это время масло, которое продолжит свое «путешествие» по узлам, ликвидирует избыточное количества тепла.
В пробке сильно нагревается и двигатель, и турбина. Поэтому, как только появилась возможность «вырваться на свободу», лучше попридержать коней под капотом. Ведь если рвануть с места в карьер, узлы нагреются еще больше, что приводит к преждевременной «смерти» турбины.
Кроме того, необходимо тщательно контролировать температуру масла и антифриза. Менять их желательно не по регламенту, а чаще – ведь загрязнение этих жидкостей тоже приходит к появлению избыточного тепла…
Взято с svpressa.ru